А ЖИЛА ОНА ТАК...  

Первый состав группы образовался 20 марта 1988 года в результате знакомства первокурсника физфака ЕрГУ Микаэла (Мик, Майк, Медwедь, Борода, дядя Миша-террорист) Баласаняна, имевшего музыкальное образование и опыт написания песенок на популярные мотивы для школьно-студенческих капустников, и безымянного трио десятиклассников из школы им. Чкалова, пытавшихся играть хард-рок и психоделию времен Power of Flower. Состав просуществовал до землетрясения 7 декабря 1988 – в этот день всем сразу и надолго стало не до музыки. В апреле 1989 ребята вновь собрались вместе, но выпускные и вступительные экзамены “чкаловцев” окончательно развалили HIERONYMUS BOSCH первого созыва. С тех пор Медwедь – единственный постоянный член, автор репертуара и руководитель группы, состав которой за время ее существования менялся 15 раз.
Такая нестабильность сильно тормозила развитие группы – вплоть до 1994 года HIERONYMUS BOSCH постоянно оказывался не в состоянии подготовить законченную концертную программу и принять участие в и без того редких в Ереване рок-концертах, ограничиваясь квартирниками для узкого круга и попытками записи в домашних условиях. В 1991 с исполнительской и технической помощью студента Ереванского эстрадно-музыкального училища москвича Игоря Бурмистрова, на родине командовавшего андерграундной группой “Высшее Общество” (сегодня он играет в московско-кельтской группе MERVENT) HIERONYMUS BOSCH записал альбом “Я и другие”, несколько поднявший репутацию группы в глазах друзей и некоторой части рок-тусовки, но не получивший распространения из-за отвратительного качества записи.
В этот же период (1989-1991) Медwедь более-менее регулярно ездил в Москву к родственникам и поступившим в московские ВУЗы друзьям, где по возможности пропагандировал свои песни в акустике. В августе 1991 Медwедь чуть не попал в участники концерта на баррикадах – И. Бурмистров, имевший к кому обратиться, чтобы подпустили к стаснаминской аппаратуре, по дороге в Москву заглянул к родственникам в Ростов, о чем до сих пор сожалеет. “Литературно-художественный блюз”, спетый тогда же студентам МГУ и московским хиппи, около года был хитом у арбатских уличных музыкантов.
Весной 1992 года Игорь пригласил Медwедя приехать и записаться в его только что обставленной и опробованной домашней студии. В записи участвуют музыканты “Высшего Общества”, помогает процессу Собака – живая легенда хиппового населения СССР. Альбом “Вечный прикол крейсера “Аврора” получился заметно лучше предыдущего и снискал некоторую популярность среди студентов МГУ и ЕрГУ (один тогдашний московский знакомый Медwедя утверждал, что эта пленка попала в руки Константина Никольского и заслужила положительный отзыв). Медwедь вернулся в Ереван, полный надежд и планов, однако уже начавшиеся тогда финансово-экономические мерзопакости набрали обороты, блокада Армении ужесточилась до предела, и вышеописанный визит в Москву до сих пор остается последним выездом Медwедя за пределы Армении.
С середины 1992 года блокада Армении повлияла и на энергетику – в результате электричество подавалось в дома и на предприятия не более чем на два часа в сутки. HIERONYMUS BOSCH, как, впрочем, и почти все армянское искусство, пребывал в коматозном состоянии, изредка играя весьма лажовые концерты, пользовавшиеся, впрочем, некоторым успехом – на безрыбье. В июне 1994 HIERONYMUS BOSCH получил приглашение в Одессу на рок-фестиваль памяти И. Ганькевича, в числе участников которого были “Алиса”, ”Чайф”, ”Чиж и Ко”, ”Разные Люди”, однако блокадные цены на авиабилеты не позволили группе попасть в столь престижную компанию. Случались и реальные успехи – осенью 1994 тогдашний состав группы удачно выступил на фестивале “GaudeaMus (Music for Students)”, съемки с которого попали, по слухам, в “Программу А” и на один из французских телеканалов, не говоря уже о местном ТВ. Группу в числе других участников помянула республиканская официальная пресса.
К 1996 году состав группы наконец-то стабилизировался благодаря приходу доросшего до бас-гитары младшего брата Медwедя – Арташеса (Наутилус, Карандаш, Змей Петров) Баласаняна. Появилась сыгранность, концерты игрались по-прежнему редко, но их качество заметно улучшилось. Выступление на фестивале GaudeaMus-III в июне 1996 заслужило положительные оценки не только местной прессы, но и знаменитой московской группы “Крематорий”, приехавшей поучаствовать. В московском журнале “Пульс” (сентябрьский номер за 1996 год) вышла статья об этом фестивале и трех его лучших участниках, в числе которых – HIERONYMUS BOSCH. Тем не менее группу покинул очередной барабанщик, и на этот раз Медwедь не стал искать нового, а перешел на использование drum computer. Таким составом HIERONYMUS BOSCH первым среди армянских рок-групп записал в профессиональной студии полноценный DDD-альбом “Клуб сторонников плоской Земли”. Песни из альбома вскоре прорвались в армянский эфир. Питерский журналист Роман Смирнов записал большое интервью с Медwедем, которое вместе с несколькими песнями прозвучало по Ленинградскому областному радио. Интервью с группой отсняли несколько армянских ТВ-программ, интерес к ней проявили некоторые российские FM-радиостанции, а с легкой руки все того же И. Бурмистрова – и некоторые московские клубы. Однако Армения по-прежнему в транспортной блокаде со стороны бывших братьев по СССР, цены на авиабилеты запредельно высоки и возможности гастрольных поездок остались неиспользованными. Кассетный демо-тираж альбома разошелся среди ереванской рок-тусовки, несколько кассет было послано в московские фирмы грамзаписи, но никаких ответов не последовало, так что неизвестно даже, доставила ли почта блокадного времени посылки по назначению.
Тем временем рок-музыкальная жизнь в республике, несмотря на стабилизировавшееся энергоснабжение, продолжала угасать и к лету 1997 года окончательно свелась к нулю. В течение года в Ереване не было ни одного рок-концерта. HIERONYMUS BOSCH после первоапрельского концерта в ЕрГУ, собравшего практически всех ереванцев, интересующихся отечественным роком, тоже не выступал, однако имя группы оставалось на слуху благодаря частым трансляциям песен из последнего альбома местными FM-станциями. В начале 1998 года группа получила приглашение в Днепропетровск на фестиваль Rocklife-98. В поисках спонсора Медwедь обошел 50 (пятьдесят) различных коммерческих организаций, но так и не нашел поддержки. Обозленный лидер группы решил, что у него должен быть большой фестиваль, и точка. С помощью недавно возникшего Центра авангардного и экспериментального искусства и друзей из фолк-метал-группы ВОСТАН АЙОЦ в июне 1988 Медwедю удалось организовать республиканского масштаба фестиваль Rock’NPAK (НПАК – армянская аббревиатура Центра). Рок-фестивалей в Армении не проводилось уже два года, и Rock’NPAK с участием 19 групп из четырех городов вызвал нешуточное оживление в рок-тусовке. На сцене фестиваля дебютировали сразу пять новых, молодых групп. Аудиомагазин “DJ-Club” выпустил кассетный сборник песен лучших участников фестиваля (первую сторону кассеты открывал HIERONYMUS BOSCH). Телеканал AR заснял фестиваль и из лучших выступлений (в т. ч. BOSCH) смонтировал полуторачасовый документальный фильм, который в течение последующего года демонстрировался восемь раз, а несколько отрывков из него – в том числе “Вечерняя жизнь” HIERONYMUS BOSCH – до сих пор транслируются как видеоклипы. Репортаж о фестивале впервые в истории армянского рока попал в эфир одного из телеканалов США. Несколько участников фестиваля две недели спустя были приглашены на организованную горсоветом и коммерческой ассоциацией “Нушикян” акцию “Музыканты против наркотиков”. HIERONYMUS BOSCH гордо отказался выступать вперемежку с местной попсой, но присутствовал в ложе почетных гостей, оказывая поддержку акции в форме интервью различным телеканалам. Авторитет группы, никогда не занимавшейся самым престижным в музыкальной Армении делом – англоязычным копированием западных звезд – вырос неимоверно.
В сентябре того же года HIERONYMUS BOSCH дал большой сольный концерт. Сами музыканты остались недовольны выступлением, однако кто-то из публики заявил в диктофон журналистки Радио БУРГ (на тот момент – самая популярная FM Еревана), что “HIERONYMUS BOSCH можно назвать ереванскими LED ZEPPELIN”. В конце октября, пока не спала волна рок-музыкальной активности, пробужденной летними событиями, Медwедь и НПАК организовали еще один фестиваль – “Halloween Night” (10 групп из двух городов). Фестиваль проходил в самом центре города, в большом зале кинотеатра “Наири”, аудиозаписи выступлений немедленно отправлялись в эфир Радио БУРГ, телеканал AR сделал сорокаминутную передачу о фестивале и пригласил HIERONYMUS BOSCH сняться в новогоднем телешоу. Съемки состоялись в ноябре, и на этом самый стабильный и удачливый состав группы прекратил свое существование – студент Змей Петров оказался перед выбором: всерьез заниматься и поступать в магистратуру или отправиться с выпускного курса в армию, и завязал с музыкой. Ему на смену в начале 1999 года пришел Микаэл Абазян – басист с шестилетним опытом игры в англоязычных группах.
В марте 1999 несколько ереванских рокеров и рок-тусовщиков семидесятых годов стали совладельцами небольшого бара, который провозгласили первым в городе рок-клубом. Вспыхнувший было в рок-тусовке ажиотаж быстро утих – владельцы, упирая на коммерческие цели предприятия, требовали от групп играть западные хиты, дабы привлекать западных туристов. Медwедь, принципиально игравший только свои песни, и изредка – к случаю – песни русских рок-групп, отказался сотрудничать с рок-клубом и вновь занялся организаторской деятельностью. 12 апреля в Государственном Молодежном театре при уже привычной поддержке радио и ТВ состоялся фестиваль “Rock’n’Roll-45”, приуроченный к юбилею песни “Rock Around The Clock”. Выступление HIERONYMUS BOSCH постоянные поклонники назвали лучшим за всю историю группы.
После фестивального успеха Медwедь и Миша начали неторопливо и тщательно готовить большую концертную программу с новыми песнями, планируя записать качественный “живой” альбом. К солнечному затмению 11 августа группа с благословления начальства радиостанции HaiFM записала на аппаратуре, предназначенной для монтажа рекламных роликов, ироничную песню “328-й конец света”, и в день затмения запись пошла в эфир, вызвав множество одобрительных звонков радиослушателей. Тем не менее в конце августа, при более чем наполовину готовой концертной программе басист без каких-либо предупреждений и объяснений перестал ходить на репетиции, а вскоре объявился в одной из рок-клубовских команд. Разочарованный потерей стольких сил и времени впустую, Медwедь опустил руки, и несколько месяцев группы HIERONYMUS BOSCH просто не существовало.
Зимой 2000 года все же сформировался новый состав: к Медwедю присоединились Арташес Мкртчян из рок-клубовской молодежи, игравший на басу песни METALLICA, и Сейран Малерян – ударник с консерваторским образованием, ранее игравший в ВОСТАН АЙОЦ и трэш-метал-группе EMPYRAY. Альянс с двумя “металлистами” поначалу казался удачным, мартовский дебют нового состава, громко названный концертом в честь 12-летия группы, прошел на ура. Месяц спустя копию “Клуба сторонников плоской Земли” увез с собой представитель Radio France Internacional. Почуствовав свой потенциал, музыканты приняли план Медwедя подготовить серьезную попытку прорыва во внешний мир. Концертная деятельность была временно заморожена, члены группы начали активно, насколько это возможно в условиях экономического кризиса, зарабатывать необходимые финансы, работая параллельно в двух-трех местах и не брезгуя никакими профессиями, будь то секретарь-машинистка, чернорабочий на стройке или осветитель в стрип-клубе, а немногое свободное время полностью отдавалось репетициям.
К концу лета появилась перспектива поехать на фестиваль в Тбилиси, Медwедь и НПАК готовили очередной республиканский рок-фестиваль, песня “Вечерняя жизнь” попала в питерский сборник независимой рок-музыки “Охота-3”, планировались сольные концерты. Однако в августе в Ереван приехал погостить молодой тбилисский армянин, один в один “снимавший” на гитаре песни METALLICA и SLAYER, и попросил ритм-секцию HIERONYMUS BOSCH помочь ему выступить в рок-клубе. Медwедь не стал возражать. После выступления и отъезда гитариста Арташес и Сейран начали демонстрировать полное отсутствие интереса к “неметаллическим” репетициям, из-за неготовности группы от поездки в Тбилиси пришлось отказаться, и Медwедь объявил о прекращении какого-либо сотрудничества с обоими. На сцену фестиваля Rock’NPAK-2000, состоявшегося в конце октября и по сей день остающегося самым масштабным (22 группы со всех концов Армении + одна из Грузии) Медwедь вышел один, “в акустике”. Тем не менее публика, представители масс-медиа и только что уволенный басист назвали его выступление одним из лучших, интервью с Медwедем записала армянская служба “Радио Свобода”.
В начале 2001 года Медwедь окончательно отказался от идеи рок-группы под названием HIERONYMUS BOSCH.


История в картинках
Последующая история
Написать Медwедю
Назад

Hosted by uCoz